gleb_klinov

Categories:

Помогите вам помочь

Когда нам что-то от кого-то нужно и мы человека просим — важно не перекладывать на него свою проблему. Не просто просите, а хотя бы кратко поясните причину просьбы и результат помощи. Подскажите, как именно человек может вам помочь, не заставляйте его догадываться о способах.

Вы можете мне возразить: да какого чёрта? У меня, может, маленькая просьба, сделал и всё, делов-то! Может, я вообще начальник, я и так приказ выражаю просьбой, чего еще нужно, завтрак в постель?

Вы, конечно, вольны спрашивать, как считаете нужным. Но. Если я спрашиваю, то результат нужен именно мне — и значит я заинтересован в том, чтобы увеличить вероятность этот результат получить. Погрузимся на минутку в мир корпоративной культуры.

Я её как человека прошу, а она

Эйчару Кристине нужно поздравить коллегу с днем рождения — в компании отправляется рассылка по всем > сотрудникам. Кристина плохо знает именинника, ей нужна помощь. Она пишет письмо менеджеру Ане:

«Аня, привет. Поможешь составить поздравление Стасу на ДР?»

Аня читает и морщится — почему она должна делать работу эйчара, что вообще писать?! Своих задач невпроворот. А ещё она как-то просила Кристину найти ей человека в отдел и та закидала её нерелевантными предложениями. Она отвечает:

«Кристина, привет. Извини, я сейчас сильно занята, не могу помочь».

Кристина вспоминает, что вообще-то надо объяснять, какая именно помощь ей нужна. Наверное, тогда Аня поймёт и поможет:

«Это не срочно, инфа нужна сегодня в течение дня. Нужны его хорошие качества как сотрудника и человека».

Аня раздражается — она же уже сказала, что «занята», чего непонятно? И преувеличенно громко оттарабанивает по клавишам:

«Кристина, предлагаю тебе обратиться к другим коллегами или к редактору. Я занята и не могу помочь».

Кристина видит и тоже раздражается, ведь она хочет как лучше — написать нормальное поздравление! А Аня не понимает и сопротивляется! Понятно, что помощи уже не получить, но досада требует выхода:

«Аня, я не понимаю, у нас часть корпоративной культуры — переводить стрелки?)»

Что, собственно, произошло

Важно не только что спрашивать и кого, но и как. И вот это «как» Кристина проваливает напрочь. Потому что фокусируется не на Ане, а на себе и своей проблеме.

  1. Она пришла к Ане «день в день» — день рождения завтра, поздравление нужно сегодня. А надо было хоть немного загодя, тем более повод вполне планируемый.
  2. Своим вопросом она на самом деле не попросила Аню помочь, а переложила на неё свою проблему. Стоило сразу уточнить, в чем именно может заключаться помощь и какое поздравление она хочет получить. Например, так:

    «Аня, привет.
    Я сейчас пишу поздравления на ДР Стасу и у меня сложность: хочется сделать искреннее и неформально, но я плохо его знаю. Помоги, пожалуйста: может быть, ты подскажешь, что Стас сделал круто, помог, какую задачку затащил, какую интересную фразочку сказал. Неважно, можно рабочее или личное. Я соберу несколько отзывов, получится здоровское поздравление. Только я проворонила время и ДР уже завтра. Если получится написать сегодня до вечера — будет идеально».

    Можно написать и короче, но суть вы поняли.
  3. Когда Аня отказала — Кристина проигнорировала её отказ и продолжила просить. Мало что раздражает так сильно, как то, что тебя не слушают.
  4. Когда Аня отказала во второй раз — еще и выплеснула на нее свой негатив. Это уже конфликт. Кристина отрезала себе возможность получить помощь от Ани сейчас и вероятно в будущем. Аня подбирает слова, как бы поязвительней ответить.

Короче, всегда полезно представить себя на месте того, кого вы о чем-то просите. Помогите человеку помочь вам.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.